Что такое маркетинг и почему важен анализ рынка

Узнайте, что такое современный маркетинг, какую стратегию выбрать, какие задачи бизнеса он решает, определите ваши инструменты и каналы продвижения

Вот классическое определение маркетинга - это деятельность, которая помогает бизнесу выявить и удовлетворить потребности клиентов, чтобы получить прибыль.

Принято ассоциировать маркетинг с рекламой, пиаром и продвижением в социальных сетях (SMM - social media marketing), но эта область намного шире.

Маркетинг решает следующие задачи:
  • проводит анализ рынка
  • проводит и владеет исследованиями о потребителях в выбранной нише
  • отвечает за анализ конкурентов и мониторинг цен на рынке
  • участвует в разработке новых продуктов
  • формирует ассортимент и ценовую политику бизнеса
  • отвечает за продвижение бизнеса онлайн и офлайн
  • стимулирует продажи
  • участвует в сервисном обслуживании
  • формирует имидж и репутацию компании

Все эти задачи можно разбить на два больших блока: построение бренда и стимулирование продаж. По другому это можно сформулировать следующим образом: маркетинг - это управление эмоциями и управление цифрами.

Например, компания выпускает новый товар. Чтобы он пользовался спросом, сначала нужно изучить рынок, конкурентов и потребности покупателей в этой сфере.
Затем создать такой продукт, который сможет закрыть нужды потенциальных клиентов по приемлемой для них цене.

Только после этого компания будет заниматься продвижением и продажами. Причем продвижение — это не только реклама, но и выбор каналов продвижения товара и его позиционирование.

маркетинг и анализ рынка

Функции маркетинга

Аналитическая включает в себя исследование рынка и конкурентов, изучение потребностей целевой аудитории, анализ внутренней деятельности компании.

Эти данные помогают определить стратегию продвижения и выбрать инструменты, охватные или генерирующие потенциальный поток клиентов.

Производственная функция связана с:
  • созданием товаров
  • организацией производства
  • логистикой
Эту область маркетинг охватывает в том случае, если уровень продаж и конкурентоспособность напрямую зависят от качества товаров.

Сбытовая отвечает за формирование спроса и повышение продаж.
Сюда входит:
  • ценообразование
  • создание ассортимента
  • продвижение
  • стимулирование сбыта
  • реализация товаров
  • постпродажное обслуживание

Управленческая функция заключается в выборе общей стратегии и приоритетных направлений работы. Основная задача — распределить ресурсы для реализации стратегических целей.

Инновационная отвечает за разработку и внедрение в производство новых технологий, а также за создание новых продуктов.

Виды маркетинга

Уровень спроса и интереса влияет на анализ рынка, маркетинг, выбор инструментов и методов продвижения.
В зависимости от спроса выделяют следующие виды:

  • Конверсионный — нужен, чтобы повысить текущий спрос на продукт. Для этого используют акции, бонусы, скидки.

  • Стимулирующий — применяют при отсутствии спроса. Стимулирующий маркетинг помогает найти причины и выбрать пути решения проблемы.

  • Развивающий — используют для превращения потенциального спроса в реальный. Маркетологи изучают потребности аудитории и создают под них новый продукт.

  • Поддерживающий — такой вид маркетинга используют при стабильных конкуренции и спросе.

  • Ремаркетинг — повторный маркетинг используют, чтобы оживить спрос и реактивировать клиентов. Потенциальному покупателю напоминают о преимуществах знакомого товара и подводят к целевому действию.

  • Синхромаркетинг — применяют, если на продукт есть нерегулярный спрос. Например, на сезонную одежду или обувь. Маркетологи стараются выровнять продажи с помощью гибких цен, акций или скидок.

  • Противодействующий— используют, чтобы снизить спрос. Задача такого вида маркетинга — убедить потребителей отказаться от чего-то, в чем государство или частные компании видят вред. Например, от табака или алкоголя.

  • Демаркетинг — применяют, чтобы снизить спрос на продукт компании. Такой вид маркетинга нужен, если компания не производит достаточное количество товара или хочет сбалансировать уровень спроса и предложения на услуги.
Иногда маркетологи проводят выборочный демаркетинг и снижают спрос только для определенной аудитории. Это помогает им фокусироваться на более доходной части рынка и позиционировать бренд только для определенной целевой аудитории, остальных же отсечь.
Чтобы товары и продукты соответствовали потребностям аудитории, компании выделяют и исследуют целевые сегменты рынка. В зависимости от подхода к сегментации и охвату рынка выделяют три вида маркетинга.

  • Массовый — направлен на охват широкого круга потребителей и не учитывает сегментацию рынка. Продукт производится и распространяется массово.

  • Концентрированный — ориентируется на охват определенного сегмента рынка, чтобы максимально удовлетворить потребности конкретной аудитории.

  • Дифференцированный — предназначен для охвата нескольких сегментов рынка с отдельным продуктом или предложением для каждого из них.

По типу потребителя

Компании производят и продают товары, оказывают услуги для разной аудитории. В зависимости от типа потребителя товаров и услуг выделяют следующие виды маркетинга:

В2В-маркетинг (от англ. business–to–business, «бизнес для бизнеса») — сотрудничество, в котором и заказчики, и клиенты — это юридические лица. Компания продает товары или оказывает услуги другой компании.

В2С-маркетинг (от англ. business–to–customer, «бизнес для потребителя») — сотрудничество между компанией и потребителем. Человек приобретает товары или услуги у компании, чтобы удовлетворить свои потребности.

В2G-маркетинг (от англ. business–to–government, «бизнес для государства») — сотрудничество, в котором компания поставляет товары или оказывает услуги для государства. Среди популярных товаров в этой нише — ремонтно-строительные услуги, операции с недвижимостью.

Отдельно можно выделить B2B2C-маркетинг. Его используют производители B2C-продукции, которая продается через B2B-посредников (дилеров и дистрибьюторов). В таких ситуациях компания использует инструменты B2B- и B2C-маркетинга параллельно.

По типу места применения
Маркетинговые мероприятия проводят на различных площадках. В зависимости от этого выделяют три вида маркетинга:
  • Онлайн, или интернет-маркетинг, или digital маркетинг — продвижение в интернете.
  • Офлайн-маркетинг — способы продвижения продукта без использования интернета.

Инструменты маркетинга

Для онлайн и офлайн маркетинга используют разные инструменты.
В этом блоке мы не будем подробно останавливаться на инструментах офлайн-маркетинга, лишь перечислим популярные:

  • наружная реклама;
  • брендирование товаров (кружки, футболки, шопперы);
  • печатные материалы (визитки, листовки, стикеры);
  • реклама в журналах и газетах;
  • проведение семинаров, выступление на форумах;
  • участие в торговых выставках;
  • реклама на радио и телевидении.
Инструменты интернет-маркетинга более универсальны, поэтому расскажем о них подробнее, разберем их задачи и особенности.

PR (Public Relations)
PR нужен бизнесу, чтобы сформировать положительный образ и выстроить отношения с общественностью. Для этого специалисты задействуют офлайн- и онлайн-каналы.
Какие методы использует PR:
  • взаимодействие с аудиторией через СМИ, пресс-конференции, соцсети;
  • спонсорская деятельность;
  • распространение печатных материалов о компании;
  • выступления на мероприятиях.

SMM (Social Media Marketing)
SMM использует социальные сети для продвижения бизнеса. Маркетинг в социальных сетях — популярный способ охватить большую аудиторию.
Что может SMM:
  • увеличить целевую аудиторию;
  • повысить узнаваемость бренда;
  • продвигать полезный контент;
  • привлечь трафик на сайт;
  • повысить продажи;
  • регулярно и эффективно взаимодействовать с аудиторией.

Mobile marketing (мобильный маркетинг)
Для продвижения сервисов и продуктов используются мобильные устройства пользователей. Мобильный маркетинг позволяет сегментировать аудиторию и персонализировать контент, учитывая интересы, местоположение и часовой пояс потенциального клиента.
Примеры мобильного маркетинга:
  • реклама в мобильных приложениях;
  • реклама в играх для мобильных телефонов;
  • push-уведомления
  • QR-коды для перехода на сайт;
  • SMS-рассылки.

Крауд-маркетинг
Инструмент продвижения, который заключается в публикации текстовых ответов-рекомендаций в соцсетях, блогах, комментариях к описанию продуктов или услуг.
Маркетологи подбирают площадку для публикации отзыва, пишут текст и добавляют ссылку на конкретный продукт или компанию.
Такой отзыв должен вписываться в общую тональность обсуждения и не вызывать ощущения рекламного комментария. Крауд-маркетинг используют на форумах, сайтах с отзывами, в соцсетях и тематических блогах.

Какие задачи решает крауд-маркетинг:
  • распространение информации о продукте, услуге, компании в кругу целевой аудитории;
  • повышение узнаваемости бренда;
  • увеличение целевого трафика на сайт;
  • SEO-продвижение.

Контент-маркетинг
Включает в себя любой текстовый или визуальный контент, который создает компания: статьи в блоге, рассылки, посты в соцсетях, видео. Контент-маркетинг нужен компаниям, чтобы привлекать новых пользователей и выстраивать долгосрочные отношения с аудиторией.

Что дает контент-маркетинг:
  • увеличение продаж;
  • увеличение трафика на сайт;
  • повышение узнаваемости и доверия к компании;
  • рост базы контактов.

Email-маркетинг
Способ продвижения продуктов компании через электронные письма. Email-маркетолог формирует базу подписчиков, готовит рассылки, анализирует их эффективность.

Email-рассылки выполняют такие функции:
  • привлекают новую аудиторию и удерживают текущих;
  • ведут клиентов по воронке продаж и приводят к покупкам;
  • оживляют уснувших подписчиков;
  • повышают лояльность к бренду;
  • помогают распространять контент других площадок: соцсетей или блога.
Чтобы подписаться на email-рассылку, пользователи оставляют адрес почты в специальных формах подписки на сайте компаний. Подписные формы помогают аудитории выбирать интересные рассылки, а компаниям — собирать базу данных.

SEO
Инструмент для улучшения позиций сайта в поисковой выдаче — списке результатов, которые выдает поисковая система в ответ на запрос пользователя. Например, пользователь вводит запрос «купить стол». Система автоматически распределяет сайты с таким словосочетанием и показывает в первую очередь ресурсы с подходящим контентом.

Главная задача продвижения сайта — вывести его на первую страницу в поиске и получить больше трафика. Чтобы быть в топе выдачи, сайт должен соответствовать требованиям поисковых систем: наполнение и уникальный контент, техническая часть, удобство использования ресурса.

Реклама в интернете
Платная реклама в интернете помогает получить трафик на сайт, лендинг, страницу в соцсетях.

Контекстная реклама
Отображается перед основными поисковыми результатами с пометкой «Реклама» при поиске чего-либо в браузере.

Таргетированная реклама
Позволяет настраивать гибкие параметры, например создавать разные объявления для разной аудитории и выбирать необходимые целевые группы по разным характеристикам (полу, возрасту, интересам и так далее).

Чат-боты
Специальные программы, которые общаются с пользователями по подготовленному сценарию. Чат-бот можно создать для Facebook*, Telegram, VK или сайта.
Чат-боты используют для предложения товаров, бронировани, обработки заказов и жалоб, технической поддержки клиентов.
Возможности чат-ботов:
  • присылают информацию только по запросу пользователей;
  • обеспечивают сервисное обслуживание 24/7;
  • собирают отзывы клиентов;
  • персонализируют сообщения на основе данных о пользователе.
Агентство
  • Услуги
  • Мероприятия
  • Вакансии
Школа маркетинга
  • Воркшопы
  • Семинары
  • Курсы для начинающих
Обзоры и исследования
  • База знаний
  • Обзоры и исследования
  • Интервью с экспертами
Умная рассылка с блога
© 2015 - 2025 Info Data Marketing.
Агентство эффективного маркетинга