Вот классическое определение маркетинга - это деятельность, которая помогает бизнесу выявить и удовлетворить потребности клиентов, чтобы получить прибыль.
Принято ассоциировать маркетинг с рекламой, пиаром и продвижением в социальных сетях (SMM - social media marketing), но эта область намного шире.
Маркетинг решает следующие задачи:
проводит анализ рынка
проводит и владеет исследованиями о потребителях в выбранной нише
отвечает за анализ конкурентов и мониторинг цен на рынке
участвует в разработке новых продуктов
формирует ассортимент и ценовую политику бизнеса
отвечает за продвижение бизнеса онлайн и офлайн
стимулирует продажи
участвует в сервисном обслуживании
формирует имидж и репутацию компании
Все эти задачи можно разбить на два больших блока: построение бренда и стимулирование продаж. По другому это можно сформулировать следующим образом: маркетинг - это управление эмоциями и управление цифрами.
Например, компания выпускает новый товар. Чтобы он пользовался спросом, сначала нужно изучить рынок, конкурентов и потребности покупателей в этой сфере.
Затем создать такой продукт, который сможет закрыть нужды потенциальных клиентов по приемлемой для них цене.
Только после этого компания будет заниматься продвижением и продажами. Причем продвижение — это не только реклама, но и выбор каналов продвижения товара и его позиционирование.
маркетинг и анализ рынка
Функции маркетинга
Аналитическая включает в себя исследование рынка и конкурентов, изучение потребностей целевой аудитории, анализ внутренней деятельности компании.
Эти данные помогают определить стратегию продвижения и выбрать инструменты, охватные или генерирующие потенциальный поток клиентов.
Производственная функция связана с:
созданием товаров
организацией производства
логистикой
Эту область маркетинг охватывает в том случае, если уровень продаж и конкурентоспособность напрямую зависят от качества товаров.
Сбытовая отвечает за формирование спроса и повышение продаж. Сюда входит:
ценообразование
создание ассортимента
продвижение
стимулирование сбыта
реализация товаров
постпродажное обслуживание
Управленческая функция заключается в выборе общей стратегии и приоритетных направлений работы. Основная задача — распределить ресурсы для реализации стратегических целей.
Инновационная отвечает за разработку и внедрение в производство новых технологий, а также за создание новых продуктов.
Виды маркетинга
Уровень спроса и интереса влияет на анализ рынка, маркетинг, выбор инструментов и методов продвижения. В зависимости от спроса выделяют следующие виды:
Конверсионный — нужен, чтобы повысить текущий спрос на продукт. Для этого используют акции, бонусы, скидки.
Стимулирующий — применяют при отсутствии спроса. Стимулирующий маркетинг помогает найти причины и выбрать пути решения проблемы.
Развивающий — используют для превращения потенциального спроса в реальный. Маркетологи изучают потребности аудитории и создают под них новый продукт.
Поддерживающий — такой вид маркетинга используют при стабильных конкуренции и спросе.
Ремаркетинг — повторный маркетинг используют, чтобы оживить спрос и реактивировать клиентов. Потенциальному покупателю напоминают о преимуществах знакомого товара и подводят к целевому действию.
Синхромаркетинг — применяют, если на продукт есть нерегулярный спрос. Например, на сезонную одежду или обувь. Маркетологи стараются выровнять продажи с помощью гибких цен, акций или скидок.
Противодействующий— используют, чтобы снизить спрос. Задача такого вида маркетинга — убедить потребителей отказаться от чего-то, в чем государство или частные компании видят вред. Например, от табака или алкоголя.
Демаркетинг — применяют, чтобы снизить спрос на продукт компании. Такой вид маркетинга нужен, если компания не производит достаточное количество товара или хочет сбалансировать уровень спроса и предложения на услуги.
Иногда маркетологи проводят выборочный демаркетинг и снижают спрос только для определенной аудитории. Это помогает им фокусироваться на более доходной части рынка и позиционировать бренд только для определенной целевой аудитории, остальных же отсечь.
Чтобы товары и продукты соответствовали потребностям аудитории, компании выделяют и исследуют целевые сегменты рынка. В зависимости от подхода к сегментации и охвату рынка выделяют три вида маркетинга.
Массовый — направлен на охват широкого круга потребителей и не учитывает сегментацию рынка. Продукт производится и распространяется массово.
Концентрированный — ориентируется на охват определенного сегмента рынка, чтобы максимально удовлетворить потребности конкретной аудитории.
Дифференцированный — предназначен для охвата нескольких сегментов рынка с отдельным продуктом или предложением для каждого из них.
По типу потребителя
Компании производят и продают товары, оказывают услуги для разной аудитории. В зависимости от типа потребителя товаров и услуг выделяют следующие виды маркетинга:
В2В-маркетинг (от англ. business–to–business, «бизнес для бизнеса») — сотрудничество, в котором и заказчики, и клиенты — это юридические лица. Компания продает товары или оказывает услуги другой компании.
В2С-маркетинг (от англ. business–to–customer, «бизнес для потребителя») — сотрудничество между компанией и потребителем. Человек приобретает товары или услуги у компании, чтобы удовлетворить свои потребности.
В2G-маркетинг (от англ. business–to–government, «бизнес для государства») — сотрудничество, в котором компания поставляет товары или оказывает услуги для государства. Среди популярных товаров в этой нише — ремонтно-строительные услуги, операции с недвижимостью.
Отдельно можно выделить B2B2C-маркетинг. Его используют производители B2C-продукции, которая продается через B2B-посредников (дилеров и дистрибьюторов). В таких ситуациях компания использует инструменты B2B- и B2C-маркетинга параллельно.
По типу места применения Маркетинговые мероприятия проводят на различных площадках. В зависимости от этого выделяют три вида маркетинга:
Онлайн, или интернет-маркетинг, или digital маркетинг — продвижение в интернете.
Офлайн-маркетинг — способы продвижения продукта без использования интернета.
Инструменты маркетинга
Для онлайн и офлайн маркетинга используют разные инструменты. В этом блоке мы не будем подробно останавливаться на инструментах офлайн-маркетинга, лишь перечислим популярные:
наружная реклама;
брендирование товаров (кружки, футболки, шопперы);
печатные материалы (визитки, листовки, стикеры);
реклама в журналах и газетах;
проведение семинаров, выступление на форумах;
участие в торговых выставках;
реклама на радио и телевидении.
Инструменты интернет-маркетинга более универсальны, поэтому расскажем о них подробнее, разберем их задачи и особенности.
PR (Public Relations) PR нужен бизнесу, чтобы сформировать положительный образ и выстроить отношения с общественностью. Для этого специалисты задействуют офлайн- и онлайн-каналы. Какие методы использует PR:
взаимодействие с аудиторией через СМИ, пресс-конференции, соцсети;
спонсорская деятельность;
распространение печатных материалов о компании;
выступления на мероприятиях.
SMM (Social Media Marketing) SMM использует социальные сети для продвижения бизнеса. Маркетинг в социальных сетях — популярный способ охватить большую аудиторию. Что может SMM:
увеличить целевую аудиторию;
повысить узнаваемость бренда;
продвигать полезный контент;
привлечь трафик на сайт;
повысить продажи;
регулярно и эффективно взаимодействовать с аудиторией.
Mobile marketing (мобильный маркетинг) Для продвижения сервисов и продуктов используются мобильные устройства пользователей. Мобильный маркетинг позволяет сегментировать аудиторию и персонализировать контент, учитывая интересы, местоположение и часовой пояс потенциального клиента. Примеры мобильного маркетинга:
реклама в мобильных приложениях;
реклама в играх для мобильных телефонов;
push-уведомления
QR-коды для перехода на сайт;
SMS-рассылки.
Крауд-маркетинг Инструмент продвижения, который заключается в публикации текстовых ответов-рекомендаций в соцсетях, блогах, комментариях к описанию продуктов или услуг. Маркетологи подбирают площадку для публикации отзыва, пишут текст и добавляют ссылку на конкретный продукт или компанию. Такой отзыв должен вписываться в общую тональность обсуждения и не вызывать ощущения рекламного комментария. Крауд-маркетинг используют на форумах, сайтах с отзывами, в соцсетях и тематических блогах.
Какие задачи решает крауд-маркетинг:
распространение информации о продукте, услуге, компании в кругу целевой аудитории;
повышение узнаваемости бренда;
увеличение целевого трафика на сайт;
SEO-продвижение.
Контент-маркетинг Включает в себя любой текстовый или визуальный контент, который создает компания: статьи в блоге, рассылки, посты в соцсетях, видео. Контент-маркетинг нужен компаниям, чтобы привлекать новых пользователей и выстраивать долгосрочные отношения с аудиторией.
Что дает контент-маркетинг:
увеличение продаж;
увеличение трафика на сайт;
повышение узнаваемости и доверия к компании;
рост базы контактов.
Email-маркетинг Способ продвижения продуктов компании через электронные письма. Email-маркетолог формирует базу подписчиков, готовит рассылки, анализирует их эффективность.
Email-рассылки выполняют такие функции:
привлекают новую аудиторию и удерживают текущих;
ведут клиентов по воронке продаж и приводят к покупкам;
оживляют уснувших подписчиков;
повышают лояльность к бренду;
помогают распространять контент других площадок: соцсетей или блога.
Чтобы подписаться на email-рассылку, пользователи оставляют адрес почты в специальных формах подписки на сайте компаний. Подписные формы помогают аудитории выбирать интересные рассылки, а компаниям — собирать базу данных.
SEO Инструмент для улучшения позиций сайта в поисковой выдаче — списке результатов, которые выдает поисковая система в ответ на запрос пользователя. Например, пользователь вводит запрос «купить стол». Система автоматически распределяет сайты с таким словосочетанием и показывает в первую очередь ресурсы с подходящим контентом.
Главная задача продвижения сайта — вывести его на первую страницу в поиске и получить больше трафика. Чтобы быть в топе выдачи, сайт должен соответствовать требованиям поисковых систем: наполнение и уникальный контент, техническая часть, удобство использования ресурса.
Реклама в интернете Платная реклама в интернете помогает получить трафик на сайт, лендинг, страницу в соцсетях.
Контекстная реклама Отображается перед основными поисковыми результатами с пометкой «Реклама» при поиске чего-либо в браузере.
Таргетированная реклама Позволяет настраивать гибкие параметры, например создавать разные объявления для разной аудитории и выбирать необходимые целевые группы по разным характеристикам (полу, возрасту, интересам и так далее).
Чат-боты Специальные программы, которые общаются с пользователями по подготовленному сценарию. Чат-бот можно создать для Facebook*, Telegram, VK или сайта. Чат-боты используют для предложения товаров, бронировани, обработки заказов и жалоб, технической поддержки клиентов. Возможности чат-ботов:
присылают информацию только по запросу пользователей;
обеспечивают сервисное обслуживание 24/7;
собирают отзывы клиентов;
персонализируют сообщения на основе данных о пользователе.